Когда и как учить ребенка
Начинать обучать ребенка нужно с самых ранних лет, рассказывая ему о том, какие предметы могут быть опасными дома. Маленькие дети очень любознательны, они исследуют все вокруг экспериментальным путем. Особенно их привлекают яркие предметы или те, которые издают какой-то звук или имеют запах. Спички, техника и розетки как раз таки относятся к группе риска.
Первый этап обучения можно начинать в 2-3 года, рассказывая малышу о предназначении всего, что есть в доме. При знакомстве чада с пожароопасными приборами, дайте ему понять, что определенные места в доме должны быть доступными только взрослым.
В теории все намного проще, чем на практике. Интерес ребенка к огню вряд ли угаснет после теоретической лекции, ему захочется поближе рассмотреть или попробовать разжечь огонь самостоятельно.
Для того чтобы показать реальную опасность огня, можно воспользоваться суровым, но действенным методом: попросить малыша поднести руки к, например, зажигалке. Естественно, последняя должна находиться в ваших руках, дабы избежать травм.
Поднеся руки близко к фитилю, ребенок осознает, что такие игры небезопасны. Главное, не переусердствовать и не допустить реального возникновения ожога, ибо он способен развить фобии, связанные с огнем, от которых будет непросто избавиться.
В возрасте от 3 до 6 лет человек проходит активную стадию социализации. Дети в этом возрасте любят подражать взрослым, играть в родителей, примерять на себя всевозможные социальные роли. Здесь-то может подстерегать опасность — копируя маму или папу, ребенок может пытаться самостоятельно выполнять действия с техникой и огнем.
Здесь важно приучить ребенка к правилам, распределив территорию и обязанности правильно. Прятать нужно все — от легковоспламеняющихся субстанций до взрывчатых веществ и пиротехники. Мелкая бытовая техника также представляет опасность, поэтому, храните ее в недоступных для крохи местах.
В семилетнем возрасте нормально позволять ребенку самому пользоваться электроприборами и газовой плитой. Тотально ограждать его от этого не нужно, да и не получится, так как именно этот возраст характеризуется фразой “я сам!”.
Задача родителей на данном этапе — научить детей пользоваться спичками и электроникой. Объяснить, что газ не должен быть открыт более чем на несколько секунд. Рассказать, что спичку нужно не только тушить, но и охлаждать (лучше вообще намочить). Главное правило при разъяснении – отвечайте на вопрос ” почему?”. Говорите правду, по возможности, приводите примеры.
НЕ запрещайте, а убеждайте.
Правила пожарной безопасности для детей
Свод правил пожарной безопасности должен быть доступен ребенку не только в учебном заведении, но и дома. Чтобы заинтересовать малыша, создайте плакат безопасности самостоятельно. Напишите правила и нарисуйте или распечатайте иллюстрации.
Подробно:
- Спички – не игрушка! Они могут вызвать возгорание. Маленькая искра может незаметно воспламенить бумагу или другие поверхности и нанести вред.
- Если пользуешься электроприборами, не оставляй их без присмотра. Жди, пока закипит чайник, а не иди смотреть мультики, ведь он может сгореть.
- Перед уходом из дома, проверь все розетки и плиту. Вся техника должна быть выключена, утюг – находится в вертикальном положении.
- Не суши волосы и одежду над открытым огнем – и то, и другое, может загореться.
- Если в доме пахнет газом, не зажигай свет, спички, или другие приборы. Уходи и зови на помощь взрослых.
- Не играй с пиротехникой. Запускать фейерверки можно только вместе с родителями и на открытой местности.
Меры предосторожности:
- Используй бытовые приборы строго по назначению.
- Скажи родителям, если увидишь поврежденный провод. Не касайся его ни руками, ни посторонними предметами.
- Не включай все приборы в розетку одновременно.
- Не пытайся чинить приборы самостоятельно. Попроси родителей о помощи.
- Не разводи в помещении огонь, и не зажигай свечи, если поблизости нет взрослых.
- Не загромождай игрушками и другими вещами пространство у окон и дверей – это помешает выбраться в случае пожара.
Что делать, если начался пожар
Если все меры предосторожности не сработали, и беда все же случилась, необходимо сразу же обратиться за помощью к взрослым.
При пожаре нужно действовать оперативно, чтобы максимально обезопасить свою жизнь и имущество:
- Если выйти из квартиры не получается, нужно как минимум отгородиться от огня, например, закрыв дверь. Но делать так можно только зная, что помощь уже близко.
- Нужно закрыть форточку, чтоб не создавать сквозняк, который раздует огонь.
- Необходимо найти путь к отступлению и ползком направится к выходу. Дым поднимается вверх, поэтому зона, максимально приближенная к полу – самая безопасная.
- Если пожар случился или распространился на подъезд, НЕЛЬЗЯ пользоваться лифтом.
- Чтобы уберечь себя от отравления, нужно найти любую ткань и смочить ее. Все это прикладывают к дыхательным путям как маску. Это поможет немного очистить воздух.
Что делать, если рядом нет взрослых:
- При незначительном возгорании, не связанным с электричеством, можно попробовать набросить на очаг покрывало или другую плотную ткань.
- Если эта мера сработала, убедись, что одеяло не тлеет. Для этого, потопай по нему (в обуви), а еще лучше, намочи.
- Небольшие возгорания можно тушить, залив водой или засыпать песком.
- Открой окна, дай помещению проветриться. Запомни! Дым при пожаре — гораздо хуже огня.
- Если потушить огонь с первого раза не удалось — беги туда, где есть взрослые, и попроси их позвонить в пожарную службу.
- Если горит розетка или другая техника — ни в коем случае не пытайся затушить огонь самостоятельно. Лить воду на такой огонь ЗАПРЕЩЕНО.
Формы проведения уроков
Учебные заведения так же, как и родители, обязаны проводить профилактическую работу, связанную с безопасностью, в том числе, пожарной:
- Чаще всего такие мероприятия имеют форму воспитательного часа, когда классный руководитель читает лекции учащимся. Метод старый, но эффективный ли? Как показывает практика, дети не выносят из этих «нравоучений» и 10% полезной информации. После урока они едва ли в состоянии пересказать суть монолога учителя.
- Современные методисты предлагают интерактивные мероприятия, в которых дети сами принимают участие. Это заставляет их включаться в работу и осознавать происходящее.
- Западные методики включают в себя приглашение в школы пожарных или жертв катастрофы, которые дают советы и делятся горьким опытом.
- В каждой школе проводятся тренинги гражданской обороны, которые включают в себя имитацию экстренной ситуации. Такие практические занятия помогают сформировать правильное понятие о последовательности действий при пожаре и других непредвиденных ситуациях.
- И конечно же, уведомление ребенка об ответственности, которую он понесет в случае умышленного поджога, может существенно снизить вероятность таких выходок.
Как помочь запомнить
Самый лучший способ донесение информации ребенку – использование игровых методик и личного примера. Вовлекайте свое чадо в составление плакатов, мотивируйте его рассказать о том, что он узнал, своим друзьям.
В сети можно найти огромное количество обучающих мультфильмов, которые помогут ребенку наглядно освоить правила и запреты. Метод воздействия мультфильмами и любым другим видеорядом очень эффективен, так как герои анимированных фильмов являются кумирами наших малышей.
Советы/рекомендации:
- Подавайте ребенку личный пример, ведь малыши строят свою жизнь, опираясь на мировоззрение своих родителей.
- Приобретите огнетушитель и прочие средства борьбы с пожаром.
- Убедитесь, что в группе детского сада или в классе вашего ребенка соблюдены все меры безопасности.
- Сделайте так, чтобы номера пожарной службы, скорой помощи, и милиции, были на виду ребенка. Еще лучше, чтоб он знал их наизусть.
- Объясните малышу, что он не стесняясь должен, обращаться за помощью.
- Пользуйтесь защитными накладками для розеток.