В целях обеспечения безопасности коммерческие предприятия, торговые площади и офисные помещения оснащаются пожарной сигнализацией. В случае возгорания оборудование мгновенно реагирует и оповещает сиреной о пожаре. Одновременно на пульт пожарной части поступает тревожный сигнал.
Спустя несколько минут после реакции датчика служба МЧС уже приступает к пожаротушению. Сигнализация может быть обустроена автоматической системой пожаротушения, которая сразу начинает локализовать место возгорания.
Исходя из этого видно, что рабочее состояние сигнализации способствует быстрому пожаротушению и предотвращению серьёзных последствий. Поэтому задача собственника помещения и ответственной организации состоит в проведении регулярных мероприятий по обслуживанию системы безопасности.
Цели технического сервиса:
- обеспечение функционирования оборудования;
- продление срока эксплуатации;
- ремонт;
- модернизация;
- аналитика проверочных данных;
- исправление ошибок монтажа.
Мероприятия по техническому обслуживанию проводятся комплексно, о чем вносятся соответствующие записи в регистрационный журнал.
- Планово-предупредительные осмотры проводятся ежемесячно. Включают контроль:
- крепления арматуры;
- изоляцию гибких соединений;
- исправность оповещателей;
- срабатывание датчиков;
- функционирование приемно-контрольного оборудования.
- В случае обнаружения неисправностей производится ремонт элементов сигнализации. Для контроля работоспособности системы запускают аварийное включение сигнала и проверяют его поступление на пульт дежурной части.
- Если оборудование сломалось или устарело, устанавливают новые приборы с аналогичными параметрами.
- Ответственные лица периодически проходят обучение технике пожарной безопасности и проводят инструктаж для персонала, о чем вносятся подписи в журнал.
- Разрабатываются предложения по модернизации пожарной сигнализации или по улучшению работы.
- Эксплуатационная документация должна вестись согласно требованиям и нормам.
Частота проведения регламентных работ
- Ежедневно осуществляется визуальный контроль системы пожарной безопасности ответственными лицами предприятия, прошедшими обучение.
- Один раз в месяц оборудование проверяется обслуживающей организацией.
- Ежеквартально проводятся профилактические мероприятия.
- Внепланово система проходит контроль в случаях:
- поломки какого-либо элемента или узла;
- ложных сигналов от датчиков;
- восстановления повреждённой цепи подключений по причине возгорания;
- вызова собственником.
Зачастую после проведения пусконаладочных работ и введения в эксплуатацию система в течение какого-то времени функционирует исправно. В силу разных причин датчики периодически начинают подавать сигнал тревоги, что доставляет немало хлопот персоналу.
После очередного ложного сигнала прибор просто отключают для создания нормальных условий труда работникам. Именно с этого момента жизнь людей и сохранность имущества оказываются под угрозой. Совсем непростительно, что такая ситуация возникает при наличии противопожарного оборудования.
Это ещё раз свидетельствует о необходимости заключения договора на сервисное обслуживание, что оправдает расходы на монтаж дорогостоящих приборов и создаст надёжную защиту в опасной обстановке.
Стоимость
Ежемесячный платёж за техническое сопровождение зависит от количества элементов сигнализации:
- шлейфов;
- общей длины шлейфа;
- источников питания;
- оповещателей;
- световых сигналов;
- соединений;
- датчиков.
Также на стоимость влияют:
- тип оборудования;
- расположение и площадь объекта;
- коэффициенты на выполняемые работы по обследованию и ремонту.
Расценки на ежемесячный контроль функциональности сигнализации варьируются в диапазоне:
- в помещениях до 150 кв. м. 400-600 р.;
- в помещениях до 500 кв. м. 350-500 р.;
- в помещениях до 1500 кв. м. 250-500 р.
Основные требования регламента
Сама по себе пожарная сигнализация состоит из совокупности сложных элементов, соединений, программного обеспечения. Производственные условия создают функционированию приборов дополнительную нагрузку и препятствия:
- пыль;
- шум;
- перепад температур;
- повышенная влажность;
- механическое воздействие.
Все эти факторы становятся причиной поломок и ложного срабатывания. В требованиях регламента учитываются предпосылки, влияющие на работу оборудования, и способы их устранения.
Нормативными документами руководствуются в процессе работы производители оборудования противопожарной системы, организации, выполняющие техническое сопровождение, монтажники, устанавливающие приборы.
Основные положения
- Ежедневные работы проводятся внутренними службами объекта. Включают:
- осмотр всех элементов цепи;
- контроль заряда аккумуляторов;
- функциональность приёмно-контрольного пульта;
- прочность соединений;
- наличие пломб;
- проверку функционирования рубильника, выключателей;
- реакцию световых индикаторов;
- наличие табличек и плана эвакуации.
- Еженедельные работы проводятся ответственными лицами предприятия или обслуживающей организацией. Включают:
- тестовый запуск и переключение систем питания;
- функционирование элементов переключения между двух систем питания;
- диагностика приборов подачи сигнала и реагирования;
- параметрические измерения шлейфа;
- контроль зонального включения системы;
- прочность соединений.
- Измерительные работы сложной степени проводятся ежегодно:
- тестирование всех элементов шлейфа;
- срабатывание сигнала оповещения;
- скорость реагирования датчиков;
- систем пожаротушения.
Каждые три года проводятся контрольные замеры и тестовые проверки средствами КИП. Метрологический контроль отражает:
- уровень сопротивления в цепи;
- показатель сопротивления заземляющего контура, сигнального шлейфа;
- параметры изоляции.
Как выбрать компанию для заключения договора технического обслуживания
Организация, осуществляющая техническое сопровождение системы пожарной сигнализации должна в обязательном порядке иметь лицензию на выполнение этого вида работ. Также гарантировать:
- проведение периодических проверок, согласно нормативным документам;
- контроль исправности системы;
- проведение ремонта;
- списание вышедшего из строя оборудования;
- вносить соответствующие записи в журнал и составлять акты;
- проводить инструктажи персоналу предприятия.
Перед заключением договора с компанией необходимо собрать информацию, которая поможет определиться с выбором:
- опыт работы;
- на каких площадях работали;
- наличие в штате инженера;
- сфера услуг;
- скорость реагирования на вызов;
- репутация организации.
Ведение журнала
Технические мероприятия включают протоколирование и фиксирование выявленных нарушений, результатов проверок, замеров и другой информации. Одним из основных документов для отображения процедур контроля и ремонта является Журнал техобслуживания СПС.
Основные разделы журнала
- Отметки о прохождении инструктажей по использованию противопожарной сигнализации и технике безопасности.
- Записи о включении/выключении системы или отдельной зоны для проведения ремонта.
- Отметки о полном отключении сигнализации и уведомлении органов пожарного надзора в случае серьёзных поломок или модернизации.
- Записи о проведении технического обслуживания. Подписи заказчика о приёме работы.
ОКПД обслуживание пожарной сигнализации
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности обслуживание систем пожарной сигнализации присвоен номер 70.32.13.822. Код указывается в лицензии на право осуществлять данный вид деятельности, в договорах и финансовых документах.
Код включает следующие работы:
- инженерные;
- монтажные;
- эксплуатационные;
- ремонтные;
- мониторинговые.
Работы производятся за вознаграждение на договорной основе.