Пренебрежение правилами пожарной безопасности в повседневной жизни может привести к катастрофическим последствиям. Но несоблюдение этих правил в общественных местах просто непростительно, ведь поведение масс в стрессовой ситуации, такой как пожар, очень сложно предугадать. Поэтому необходимо соблюдать нормы, которые помогут обезопасить имущество и спасти жизни людей.
- Что включает в себя пожарная безопасность на предприятии общепита ↓
- Сигнализация ↓
- Средства ликвидации пожара ↓
- Схемы эвакуации ↓
- Громкоговоритель ↓
- Обучение персонала ↓
- Общие положения и основные требования ↓
- Требования к инженерному обеспечению ↓
- Требования пожарной безопасности ↓
- Нарушения ↓
- Что грозит в случае выявления нарушений ↓
Что включает в себя пожарная безопасность на предприятии общепита
Система безопасности общепита любого уровня состоит из:
- Сигнализации, которая должна предупреждать о пожаре при первых же его проявлениях.
- Всех средств, необходимых для устранения любого вида пожара до приезда специалистов.
- Четко структурированной и понятной эвакуационной схемы. Желательно наличие указателей с подсветкой, которые видны даже в условиях сильной задымленности.
- Громкоговорителя, с помощью которого необходимо уведомить о происшествии всех присутствующих в зоне поражения.
- Инструктажа сотрудников, которые должны уметь сориентировать посетителей и коллектив во время пожара. К тому же, инструктаж служит хорошей профилактикой таких происшествий, так как сотрудникам рассказывают обо всех путях возникновения пожара, в том числе, при неправильной эксплуатации кухонного оборудования.
Сами помещения, предназначенные для организации работы общепита, имеют ряд нормативов, которым они должны строго соответствовать:
- Помещение должно изначально быть оборудовано современной сигнализацией, в том числе и датчиками дыма.
- Непозволительно устанавливать рабочие поверхности кухонь, которые легко воспламеняются или плавятся при нагревании. Такая экономия вскоре приведет лишь к большему ущербу.
- Системы эвакуации должны быть разработаны строго по стандартам, при этом нужно учитывать все подсобные и дополнительные помещения.
- Таблички, по которым посетители и персонал смогут выбраться из помещения, лучше установить сразу после завершения работы с декором стен. Они должны быть заметными и понятными.
- Систему оповещения устанавливают еще до открытия заведения.
- Вентиляционные системы обязаны быть действующими, персоналу нужно давать указания о поддержании чистоты поверхностей вентиляции.
- С первого дня открытия кафе или ресторана, нужно взять за привычку ведение специального журнала, в который записывают текущее состояние всех средств пожаротушения и фиксируют нарушения для их скорейшего устранения.
Сигнализация
Сигнализация в заведениях, которые предполагают скопления народа, и наличие пожароопасного оборудования в одном помещении, должна быть исключительно профессионального типа. Мгновенное реагирование при малейшем воспламенении – вот главная особенность такого устройства. Кроме этого, систему в обязательном порядке прикрепляют к ближайшему пункту пожарной станции для скорейшего реагирования.
Получив сигнал с объекта, служба спасения сразу же выезжает на место происшествия, при этом связываясь с администратором или лицом, выполняющим обязанности ответственного за пожарную безопасность. Это делается для того, чтобы убедиться в подлинности вызова, ведь иногда случается так, что тревога оказывается ложной, а сигнализация среагировала на процесс приготовления блюда, который предполагает некое подобие открытого огня.
Оптимальной сигнализацией можно считать ту, которая выполняет следующие действия автоматически:
- Выключает вентиляцию (чтобы не спровоцировать скорейшее распространение огня).
- Активирует громкоговорители и систему, которая передает сигнал на пожарную станцию.
- Начинает процесс устранения дыма и тушения пожара.
Средства ликвидации пожара
Пожар в общепите может быть вызван множеством факторов, среди которых: неосторожное обращение с техникой, короткое замыкание, выход из лада оборудования, и умышленный поджог. Каждый из этих отдельных случаев предполагает разные методы борьбы.
Например, пожар, причиной которого выступили проблемы с электричеством, ни в коем случае нельзя заливать водой, иначе последствия могут быть еще более устрашающими, чем изначальное происшествие.
В барах, ресторанах, столовых, и кафе должны присутствовать такие средства пожаротушения:
- Огнетушитель (пена, порошок – 2шт).
- Песок и лопата.
- Внутренний пожарный кран.
Схемы эвакуации
Правила пожарной безопасности (01-03) регламентируют моменты, которые обязательно нужно учитывать при составлении схем эвакуации:
- В помещениях, где предусмотрено одновременное пребывание от 10 человек, необходимо развешать схемы и инструкции на видных местах (от 3 до 5 экземпляров).
- Составляя схему, нужно непременно учитывать все дополнительные помещения, даже холодильные комнаты.
- Если площадь общепита рассчитана на прием более 15 человек, таблички со схемами должны быть люминесцентными.
Громкоговоритель
Громкоговоритель – это необходимое средство для уведомления о пожаре, ведь не все посетители находятся в одной части помещения, кто-то может выходить в зал для курения или туалет.
Обучение персонала
Обучение персонала – одна из важнейших частей профилактики пожаров и организации системы противопожарной безопасности. В коллективе должен присутствовать человек, отвечающий за подготовку помещения, проведение работ с коллективом, и контроль исправности техники и вентиляции.
Персонал в первую очередь должен уметь справиться с паникой, организовать себя и посетителей и цивилизовано вывести их из опасной зоны.
Любые изменения, связанные с расположением и функционированием сигнализаций, вытяжек, и средствами пожаротушения, должны быть донесены до всего коллектива.
Общие положения и основные требования
СНиП 21-01 и ему подобные документы, созданы для того чтобы владельцам различного рода заведений было проще ориентироваться в оформлении помещения противопожарным оборудованием.
- Если в помещениях, которые получили квалификацию первого или второго уровня огнеупорности, нет вестибюля, лестница у запасного выхода может быть открытого типа.
- Длина лестницы зависит от того, насколько далеко находится потенциальный посетитель или член коллектива от самой отдаленной точки поверхности земли.
- При эвакуации людей, на одну персону должно припадать не менее 0.2 кв. м.
- Служебные проходы или помещения должны быть указаны в плане эвакуации.
- Если возникла необходимость объединить два прохода в один, то их суммарная площадь не должна быть меньше суммы первоначальных площадей каждого из проходов.
- Помещения для разгрузки продуктов не могут считаться путями эвакуации.
- Двери, которыми отделяются друг от друга производственные и гостевые помещения, должны иметь огнеупорность не ниже 0,6 ч.
- Следуя НПБ № 110, автоматические сигнализации должна быть в каждом из помещений, кроме:
- Туалета, душа, моечного цеха.
- Камер вентиляции, насосных помещений, и тех, что предназначены для хранения инженерной техники.
- Помещений, в которых есть датчик дыма с автоматической программой устранения пожара.
Требования к инженерному обеспечению
Обязательным для общепитов является наличие:
- Работоспособной системы водоснабжения.
- Вентиляции.
- Отопления.
- Электрического освещения.
- Телефонной связи.
Требования пожарной безопасности
Очень важно чтобы пристройки общепитов, находящихся в жилых помещениях, были оборудованы отдельной системой вентилирования, которые располагаются так, дабы не создавать помех жильцам.
Вентиляцию разрабатывают отдельно для:
- Общего зала, туалетов, и умывальных.
- Цехов для мойки и приготовления пищи.
- Производственных помещений.
- Складов.
- Помещений для администрации.
- Душевых для персонала.
- Камер для охлаждения продуктов.
Второе приложение ГОСТа от 12.01.04 года создано как руководство для проверки законности нестандартных строительных решений, если таковые имеются.
Нарушения
К сожалению, многие владельцы или их персонал не всегда серьезно относятся к такому важному вопросу, как пожарная безопасность. При проверке пожарной инспекцией почти у каждого заведения обнаруживаются нарушения разной степени тяжести.
Самой успешной практикой профилактики нарушений среди владельцев является введение системы штрафов за несоблюдение правил. Для кого-то эта мера может показаться несправедливой, но все же, на данный момент денежное наказание является наибольшим стимулом к выполнению обязанностей (опираясь на социальный опрос 2014 года по г. Москве).
Что грозит в случае выявления нарушений
Сразу уясним, что проверка пожарной инспекции может быть официальной (о которой предприниматель предупрежден заранее) либо же стать «приятным» сюрпризом для владельца и сотрудников общепита. Каждая из видов проверки вполне законна, поэтому препятствовать ей ни в коем случае нельзя.
- Наказание за несоблюдение правил ПБ может иметь вид штрафа либо даже полного запрета деятельности заведения.
- Денежные санкции ждут даже тех, кто решил воспрепятствовать проверке. Сюда относятся неожиданные «санитарные дни» и «переучеты», которые начинаются в аккурат во время прихода инспектора. Размер штрафа зависит от того, кто осуществлял помехи: должностному лицу придется заплатить в казну больше, чем физическому.
- За нарушения стандартов и нормативов, заведение могут закрыть до исправления проблем. Иногда дел ограничивается приостановлением работы одного из цехов, или временному закрытию «проблемного» зала для посетителей.
- Оштрафовать могут и за нецелевое использование противопожарных средств (бывает и такое). Здесь, опять же, предпринимателю грозит больший штраф, нежели, например, сотруднику.