Пожарная безопасность на предприятии общественного питания — основные положения

Пренебрежение правилами пожарной безопасности в повседневной жизни может привести к катастрофическим последствиям. Но несоблюдение этих правил в общественных местах просто непростительно, ведь поведение масс в стрессовой ситуации, такой как пожар, очень сложно предугадать. Поэтому необходимо соблюдать нормы, которые помогут обезопасить имущество и спасти жизни людей.

Мужчина готовит

Что включает в себя пожарная безопасность на предприятии общепита

Система безопасности общепита любого уровня состоит из:

  • Сигнализации, которая должна предупреждать о пожаре при первых же его проявлениях.
  • Всех средств, необходимых для устранения любого вида пожара до приезда специалистов.
  • Четко структурированной и понятной эвакуационной схемы. Желательно наличие указателей с подсветкой, которые видны даже в условиях сильной задымленности.
  • Громкоговорителя, с помощью которого необходимо уведомить о происшествии всех присутствующих в зоне поражения.
  • Инструктажа сотрудников, которые должны уметь сориентировать посетителей и коллектив во время пожара. К тому же, инструктаж служит хорошей профилактикой таких происшествий, так как сотрудникам рассказывают обо всех путях возникновения пожара, в том числе, при неправильной эксплуатации кухонного оборудования.

Сами помещения, предназначенные для организации работы общепита, имеют ряд нормативов, которым они должны строго соответствовать:

  • Помещение должно изначально быть оборудовано современной сигнализацией, в том числе и датчиками дыма.
  • Непозволительно устанавливать рабочие поверхности кухонь, которые легко воспламеняются или плавятся при нагревании. Такая экономия вскоре приведет лишь к большему ущербу.
  • Системы эвакуации должны быть разработаны строго по стандартам, при этом нужно учитывать все подсобные и дополнительные помещения.
  • Таблички, по которым посетители и персонал смогут выбраться из помещения, лучше установить сразу после завершения работы с декором стен. Они должны быть заметными и понятными.
  • Систему оповещения устанавливают еще до открытия заведения.
  • Вентиляционные системы обязаны быть действующими, персоналу нужно давать указания о поддержании чистоты поверхностей вентиляции.
  • С первого дня открытия кафе или ресторана, нужно взять за привычку ведение специального журнала, в который записывают текущее состояние всех средств пожаротушения и фиксируют нарушения для их скорейшего устранения.

Сигнализация

Сигнализация в заведениях, которые предполагают скопления народа, и наличие пожароопасного оборудования в одном помещении, должна быть исключительно профессионального типа. Мгновенное реагирование при малейшем воспламенении – вот главная особенность такого устройства. Кроме этого, систему в обязательном порядке прикрепляют к ближайшему пункту пожарной станции для скорейшего реагирования.

Получив сигнал с объекта, служба спасения сразу же выезжает на место происшествия, при этом связываясь с администратором или лицом, выполняющим обязанности ответственного за пожарную безопасность. Это делается для того, чтобы убедиться в подлинности вызова, ведь иногда случается так, что тревога оказывается ложной, а сигнализация среагировала на процесс приготовления блюда, который предполагает некое подобие открытого огня.

Оптимальной сигнализацией можно считать ту, которая выполняет следующие действия автоматически:

  1. Выключает вентиляцию (чтобы не спровоцировать скорейшее распространение огня).
  2. Активирует громкоговорители и систему, которая передает сигнал на пожарную станцию.
  3. Начинает процесс устранения дыма и тушения пожара.
Наличие такой системы уже спасло множество жизней, устранив пожары на начальной стадии.

Средства ликвидации пожара

Извещатель

Пожар в общепите может быть вызван множеством факторов, среди которых: неосторожное обращение с техникой, короткое замыкание, выход из лада оборудования, и умышленный поджог. Каждый из этих отдельных случаев предполагает разные методы борьбы.

Например, пожар, причиной которого выступили проблемы с электричеством, ни в коем случае нельзя заливать водой, иначе последствия могут быть еще более устрашающими, чем изначальное происшествие.

В барах, ресторанах, столовых, и кафе должны присутствовать такие средства пожаротушения:

  1. Огнетушитель (пена, порошок – 2шт).
  2. Песок и лопата.
  3. Внутренний пожарный кран.

Схемы эвакуации

Правила пожарной безопасности (01-03) регламентируют моменты, которые обязательно нужно учитывать при составлении схем эвакуации:

  • В помещениях, где предусмотрено одновременное пребывание от 10 человек, необходимо развешать схемы и инструкции на видных местах (от 3 до 5 экземпляров).
  • Составляя схему, нужно непременно учитывать все дополнительные помещения, даже холодильные комнаты.
  • Если площадь общепита рассчитана на прием более 15 человек, таблички со схемами должны быть люминесцентными.

Громкоговоритель

Громкоговоритель – это необходимое средство для уведомления о пожаре, ведь не все посетители находятся в одной части помещения, кто-то может выходить в зал для курения или туалет.

Одной сирены оповещения будет достаточно в заведениях, которые имеют возможность принимать до 50 гостей одновременно.
Если же этот показатель превышает 50 человек, владелец обязан установить сирену и иллюминацию. При вместительности, которая превышает 200 лиц, к вышеперечисленному перечню добавляется громкоговоритель.

Обучение персонала

Обучение персонала — одна из важнейших частей профилактики пожаров и организации системы противопожарной безопасности. В коллективе должен присутствовать человек, отвечающий за подготовку помещения, проведение работ с коллективом, и контроль исправности техники и вентиляции.

Персонал в первую очередь должен уметь справиться с паникой, организовать себя и посетителей и цивилизовано вывести их из опасной зоны.

Любые изменения, связанные с расположением и функционированием сигнализаций, вытяжек, и средствами пожаротушения, должны быть донесены до всего коллектива.

Общие положения и основные требования

Огнетушитель

СНиП 21-01 и ему подобные документы, созданы для того чтобы владельцам различного рода заведений было проще ориентироваться в оформлении помещения противопожарным оборудованием.

  1. Если в помещениях, которые получили квалификацию первого или второго уровня огнеупорности, нет вестибюля, лестница у запасного выхода может быть открытого типа.
  2. Длина лестницы зависит от того, насколько далеко находится потенциальный посетитель или член коллектива от самой отдаленной точки поверхности земли.
  3. При эвакуации людей, на одну персону должно припадать не менее 0.2 кв. м.
  4. Служебные проходы или помещения должны быть указаны в плане эвакуации.
  5. Если возникла необходимость объединить два прохода в один, то их суммарная площадь не должна быть меньше суммы первоначальных площадей каждого из проходов.
  6. Помещения для разгрузки продуктов не могут считаться путями эвакуации.
  7. Двери, которыми отделяются друг от друга производственные и гостевые помещения, должны иметь огнеупорность не ниже 0,6 ч.
  8. Следуя НПБ № 110, автоматические сигнализации должна быть в каждом из помещений, кроме:
    • Туалета, душа, моечного цеха.
    • Камер вентиляции, насосных помещений, и тех, что предназначены для хранения инженерной техники.
    • Помещений, в которых есть датчик дыма с автоматической программой устранения пожара.

Требования к инженерному обеспечению

Обязательным для общепитов является наличие:

  • Работоспособной системы водоснабжения.
  • Вентиляции.
  • Отопления.
  • Электрического освещения.
  • Телефонной связи.

Требования пожарной безопасности

Мужчина готовит

Очень важно чтобы пристройки общепитов, находящихся в жилых помещениях, были оборудованы отдельной системой вентилирования, которые располагаются так, дабы не создавать помех жильцам.

Вентиляцию разрабатывают отдельно для:

  • Общего зала, туалетов, и умывальных.
  • Цехов для мойки и приготовления пищи.
  • Производственных помещений.
  • Складов.
  • Помещений для администрации.
  • Душевых для персонала.
  • Камер для охлаждения продуктов.
Если заведение рассчитано максимум на 50 посетителей, можно совместить дополнительную вентиляцию горячего цеха и гостевого зала.

Второе приложение ГОСТа от 12.01.04 года создано как руководство для проверки законности нестандартных строительных решений, если таковые имеются.

Нарушения

К сожалению, многие владельцы или их персонал не всегда серьезно относятся к такому важному вопросу, как пожарная безопасность. При проверке пожарной инспекцией почти у каждого заведения обнаруживаются нарушения разной степени тяжести.

Самой успешной практикой профилактики нарушений среди владельцев является введение системы штрафов за несоблюдение правил. Для кого-то эта мера может показаться несправедливой, но все же, на данный момент денежное наказание является наибольшим стимулом к выполнению обязанностей (опираясь на социальный опрос 2014 года по г. Москве).

Что грозит в случае выявления нарушений

Сразу уясним, что проверка пожарной инспекции может быть официальной (о которой предприниматель предупрежден заранее) либо же стать «приятным» сюрпризом для владельца и сотрудников общепита. Каждая из видов проверки вполне законна, поэтому препятствовать ей ни в коем случае нельзя.

  • Наказание за несоблюдение правил ПБ может иметь вид штрафа либо даже полного запрета деятельности заведения.
  • Денежные санкции ждут даже тех, кто решил воспрепятствовать проверке. Сюда относятся неожиданные «санитарные дни» и «переучеты», которые начинаются в аккурат во время прихода инспектора. Размер штрафа зависит от того, кто осуществлял помехи: должностному лицу придется заплатить в казну больше, чем физическому.
  • За нарушения стандартов и нормативов, заведение могут закрыть до исправления проблем. Иногда дел ограничивается приостановлением работы одного из цехов, или временному закрытию «проблемного» зала для посетителей.
  • Оштрафовать могут и за нецелевое использование противопожарных средств (бывает и такое). Здесь, опять же, предпринимателю грозит больший штраф, нежели, например, сотруднику.
Оставить комментарий

очиститьОтправить